В последнее время все большей популярностью в Европе пользуется так называемая «кошерная пища», которую все чаще можно увидеть на полках магазинов. Но, тем не менее, продавцам кошерной продукции живется не так легко. Во-первых, ассортимент товаров с пометкой «кошерно» до сих пор относительно ограничен. Поэтому немало продуктов приходится импортировать из Франции или Израиля. Это – недешевое удовольствие.
Кроме того, не все производители хотят ставить печать кошерности на свои изделия. Например, «Kraftfoods». «Есть покупатели, которые придерживаются других религиозных взглядов, которых мы не хотим дразнить такой печатью», — объясняет представитель компании Маркус Гребнер.
Другие же производители считают такие опасения преувеличением. Напротив, говорят они, сертификат кошерности даже привлекает покупателей-мусульман, ведь в целом правила «кошерности» и исламского halal – идентичны. Так зарабатывает, например, берлинская кошерная закусочная «Плетцль». Ее владелец, израильтянин по происхождению, Урине стал называть своей фамилии, но рассказал, что к нему наведываются и ливанцы, иорданцы и саудовцы, которые покупают товары с надписями на иврите.
«Спросом у мусульман пользуется кошерная выпечка, поскольку они боятся покупать ее в обычных супермаркетах. Там могут быть примеси животных жиров. А в кошерной выпечке, слава Богу, такого не бывает», — говорит он.
Несмотря на пассивность многих европейских производителей и проблемы с поставками, немало иудеев надеются, что кошерная еда станет все более модной.